Уважаемые читатели!

Сегодня предметом научной и общественной дискуссии на страницах нашего журнала является управление системой образования города. Качество образования во многом определяет качество управления. Непрерывное реформирование образования — дошкольного, школьного, вузовского, разрушение фундаментальных основ земской и советской образовательной системы в угоду либерально-рыночной доктрине вызывает в обществе много вопросов.

По оценкам экспертов, главной проблемой формирования образа и модели российского образования является преодоление бессубъектности развития. Основными симптомами данной болезни являются отсутствие целей, образа будущего, стратегии; отсутствие ценностей и этических основ в действиях власти; неспособность адекватно воспринять и оценить сложившуюся ситуацию, подняться над нею, самоопределиться; отсутствие смелых, хорошо обдуманных прорывных идей и готовности, умело взаимодействуя с другими субъектами, их реализовать; блокировка рефлексии, дискретность социализации и формирования целостной личности. Очень важно переосмыслить классическую (субъект-объект), неклассическую (субъект-субъект) и постнеклассическую (субъект-метасубъект) модели городского управления образованием, обратить внимание на базовый регулятор — «этику стратегических субъектов», позволяющую преодолевать индивидуальный эгоизм, бессубъектность развития. Опыт земской гимназии в г. Балашиха Московской области (директор И.Л. Кравченко) убедительно доказывает этот тезис.

Город — это саморазвивающаяся среда. Со стороны городского управления актуально создание условий для организации саморазвивающейся среды, формирования этики стратегических субъектов, обеспечения процессов целеобразования и рефлексии, организации коммуникативного пространства и процессов проектной идентификации, использования современных подходов к демократическим механизмам в сфере образования, внедрения стартовых технологий для организации саморазвивающихся сред в сфере образования.

На данном этапе актуально формирование «интеллектуального спецназа» стратегической элиты городского управления образованием, интенсификация научных исследований и разработок социогуманитарных технологий, ориентированных на постнеклассическую методологию городского управления, всемерный учет угроз управляемого хаоса, информационной войны, негативов СМИ, социальных сетей и информационных технологий.

Белгород как Город первого салюта и Город воинской славы на этом направлении — стратегическом — может и должен показать всей России образец рационального и системного управления образованием!

Председатель редакционного совета журнала, доктор социологических наук, профессор

В.И. Патрушев