В 2021 году в выборку российских регионов для проведения международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) включена Белгородская область. Исследование состоится в апреле — мае. В нем примут участие школы Белгородского района, Валуйского и Старооскольского городских округов.

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ: В 2021 ГОДУ НАШ РЕГИОН УЧАСТВУЕТ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ PIRLS

По сути, исследование PIRLS – одна из форм оценки качества образования. Кстати, в 2016 году Российская Федерация заняла первое место в рейтинге стран-участниц международного исследования PIRLS, в очередной раз подтвердив свой статус лидера в области чтения и понимания текстов выпускниками начальных школ.

«Президент В.В. Путин определил ключевую задачу – Российской Федерации войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Предстоящее исследование – это один из шагов к достижению цели. Белгородские четвероклассники вместе со своими сверстниками из еще 42 субъектов страны примут участие в международном исследовании читательской грамотности PIRLS, которое пройдет и на компьютерах, и на бумажных носителях. Надеюсь, школьники нашего региона продемонстрируют достойный результат, несмотря на организацию процедуры в электронной форме», – заявил первый заместитель начальника департамента — начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко, выступая на совещании с руководителями муниципальных органов управления образованием.

Руководитель регионального центра оценки качества образования Татьяна Чаусова представила тестирование «в деталях».

«В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются школьниками во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации. В создании теста принимают участие и российские специалисты. Всего он включает 16 вариантов, каждый из которых имеет примерно одинаковый уровень трудности. Школьникам будут предложены или информационный, или художественный тексты, включающие до 1000 слов. Их содержание будет понятно и интересно детям 9-10 лет. Тестирование также предполагает творческие задания – с выборным и свободным ответом, по аналогии с работой, включающей элементы сочинения. Эксперты будут оценивать тесты в соответствии с международными правилами», пояснила Татьяна Владимировна.

Надо понимать, что положительные результаты тестирования – это взаимосвязь нескольких факторов: педагогического мастерства и технической организации процесса. Именно поэтому функциональную грамотность надо развивать у ребят уже в начальных классах. А это основы: функциональная читательская грамотность и функциональная грамотность на уроках математики. Сначала – оценка предметной грамотности школьников на основе международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA. Затем – разработка технологической карты урока с заданиями, которые помогают повышать предметные компетенции младших школьников. И параллельно – на внеурочных занятиях по естественнонаучной, математической, общекультурной тематике.

СПРАВОЧНО

Целью исследования PIRLS является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования. Инструментарий исследования включает в себя тексты (художественные и информационные) и задания к ним, анкеты для администрации школ, учителей и учащихся, а также анкеты для родителей или опекунов. На основе ответов на вопросы анкет собирается контекстная информация о домашнем, школьном и классном окружении, в котором ребенок учится читать.

Исследование проводится раз в пять лет. К настоящему моменту проведены четыре цикла исследования: в 2001 (35 стран), 2006 (40 стран), 2011 (49 стран), 2016 (50 стран) годах. В 2021 году число стран-участниц увеличилось до 55.

Источник: https://образование31.рф